ec1c1936

Аристофан – драматург древней Греции, отец комедии и критики

В 5 веке до н.э., когда ещё не существовало телевидения, радио и газет, их функции в Греции выполнял театр. В Афинах устраивали театральные соревнования Дионисий. Они проходили раз в год, на протяжении трёх дней, от восхода до заката.

Каждое утро, прихватив с собой «тормозок» и подушку для сидения, практически все Афины, собирались на представлениях. Амфитеатр вмещал 30 000 тысяч зрителей.

До полудня народ сострадал героям трагедий, а ближе к вечеру покатывался со смеху, от представлений комедийных персонажей.

Из всех произведений древних комедиографов, до наших дней дошли только произведения Аристофана. Его величают античным основателем комедии и одним из первых литературных критиков. Также именуют неблаговоспитанным любимцем муз, ибо реплики персонажей его произведений были порой чересчур резкими. Аристофан использовал любые средства, чтобы вызвать у публики смех. Однако, за едкими комментариями и грубыми шутками поэта в комедиях проглядывается искреннее желание помочь людям стать лучше. Ненавистных – он ненавидит душой, неправдивых – он не боится.

Точная дата рождения Аристофана, как и дата смерти, неизвестна. Вероятно, он появился на свет в 445 году до н.э. И ещё есть предположения, что у него было, толи двое, толи трое, толи четверо сыновей (толи 48 с половиной). Скорее всего они писали стихи, а может и комедии в стихах, продолжая дело своего знаменитого отца. Уверенно можно сказать только то, что сам поэт сообщил в одной из своих комедий: «Он был лысым». Аристофан начал писать ещё не достигнув 20 лет. По афинским меркам это было довольно рано. В начале, с юношеским максимализмом он высмеивал соотечественников. Их малодушие, легкомыслие и доходящую до абсурда доверчивость. Не стесняясь в выражениях нападал и на могущественных политиков.

Плутарх писал, что при постановке комедии «Всадники» все актёры отказались играть роль, сатирически отображавшею важного политического деятеля Афин, Клеона. Аристофан сам вышел на сцену в маске могущественного и мстительного политика. Все Афины услышали из его уст признание: «Крал я, а ты что ли нет?». Оскорблённый Клеон в отместку обвинил поэта в том, что он незаконно носит звание афинского гражданина. На суде Аристофан в своё оправдание привёл цитату из Гомера: «Моя мать уверяет меня, что этот человек, мой отец. Но могу ли я утверждать тоже, если сам не видел, кто меня произвёл на свет?». Аристофан выиграл тяжбу. Афиняне признали за ним право на критику, поскольку считали, что свобода слова это опора демократии.

Самые знаменитые комедии Аристофана сохранившиеся до наших дней это «Птицы», «Лисистрата» и «Лягушки». Возмужав, Аристофан старался больше не вмешиваться в политику и обращал свой критический взгляд на деятелей науки и искусства. Он не жалел даже великих трагиков: Эсхила, Софокла и особенно Еврипида.

Кстати, с лёгкой руки комедиографа многие до сих пор считают, что Еврипид закончил свои дни растерзанный женщиной. Хотя это была лишь едкая шутка, доведённая Аристофаном до абсурда. А в комедии «Облака» он не побоялся критиковать самого Сократа. Хотя поэт не отличался жестокостью, его комедия «Облака» стала одной из причин трагической смерти известного философа Сократа. В 399 году до н.э. народное собрание Афин обвинило Сократа в поклонении новым божествам, развращении молодёжи, и приговорило к смерти.

На склоне лет Аристофан стал ещё осторожней и обратился к мелодраме. Элементы сюжетов его последних комедий напоминают современные слезливые телесериалы. До конца жизни Аристофан неизменно следовал одному принципу: «Поэт – это учитель граждан». В комедии «Лягушки» он утверждал, что:

«Поэтов ценят за правдивые речи, за добрый совет, и за то, что разумней и лучше, они делают граждан родимой земли».

С течением времени у Аристофана становится все больше и больше последователей. На помощь древней комедии пришли телевиденье, радио и газеты.

Ссылка на основную публикацию