Анри Мари де Тулуз-Лотрек-Монфа, известный французский художник (24.11.1864 г., Альби – 9.09.1901 г., замок Мальроме).
Анри де Тулуз-Лотрек принадлежал к одной из самых аристократических семей Франции.
Его отец, граф Альфонс де Тулуз-Лотрек был коренастым человеком крепкого телосложения. В 25 лет, окончив Сен-Сирское военное училище, женился на своей кузине. Он был лучшим наездником в своём полку и был богат. Увлекался скачками, бегами и охотой. Но психическое состояние его здоровья отличалось от нормального. Ему нравилось наряжаться то шотландцем, то ковбоем, то черкесом, он мог надеть кольчугу крестоносца, а однажды он вышел к обеду в балетной пачке и пледе. У него было много любовниц среди артисток, крестьянок, проституток. В августе 1868 года между ним и его женой графиней Адель произошёл окончательный разрыв и в дальнейшем они поддерживали только внешние отношения.
Анри де Тулуз-Лотрек рос хилым и болезненным ребёнком с узкими плечами, тонкими ножками и впалой грудью. К учению он способности проявил, но был настолько слаб, что ходить ему приходилось с палкой. 30 мая 1878 года он неудачно упал и получил перелом шейки левого бедра. На следующий год, поскользнувшись и упав в овраг, он сломал шейку правого бедра и стал калекой. Лишившись возможности вести традиционный для аристократа образ жизни, Анри де Тулуз-Лотрек решил заняться живописью. В 1884-85 годах Анри де Тулуз-Лотрек переезжает на Монмарт – центр художественной жизни Парижа. Здесь он нашёл сюжеты для большинства своих работ: публичные дома, танцзалы и кабаре. Среди его моделей были артисты и танцовщицы, спортсмены и циркачи. Анри де Тулуз-Лотрек создал множество портретов, цветных рисунков и литографий, одним из первых стал заниматься созданием афиш, подняв до уровня высокого искусства жанр рекламного плаката.
В мастерской Анри де Тулуз-Лотрека пили все его друзья, которых у него было много. Выбирал он их по разным причинам: у одного был красивый жилет, а у другого – череп необычной формы. Он одним из первых во Франции освоил искусство приготовления коктейлей и достойных соперников в питье у него не было.
Анри де Тулуз-Лотрек стал завсегдатаем кабаре “Мулен Руж” с самого его открытия. У него был там свой столик. Пьяный Анри де Тулуз-Лотрек стал неотъемлемой частью этого заведения. Из “Мулен Руж” он отправлялся в пивные или в цирк, или в публичные дома, обитательниц которых любил изображать в интимной обстановке. Проститутки окружали его лаской.
Анри де Тулуз-Лотрек любил проституток, но, изображая их, он подчёркивал их недостатки, а не старался их скрыть. Он усиливал признаки увядания, старательно вырисовывал набухшие веки, морщины, погасшие глаза.
Кроме цирка, кабаре и публичных домов, Анри де Тулуз-Лотрек любил бывать в больнице Сен-Луи, где каждую субботу наблюдал, как известный хирург Пеан “кромсал” человеческие тела. В больнице он сделал десятки рисунков, а на своих картинах он изображал хирургические операции.
Анри де Тулуз-Лотрек стал испытывать страх, у него появились галлюцинации и кошмары. Ему мерещились то гонящаяся за ним свора фокстерьеров, то огромный зверь без головы, прижимающий его к кровати и старающийся его раздавить.
В феврале 1899 года белая горячка сразила Анри де Тулуз-Лотрека, и он был помещён в психиатрическую лечебницу в замке Сен-Жам. В марте он пришёл в себя и стал громко выражать своё возмущение тем, что он туда помещён, после чего несколько недель он провёл в палате для буйных.
17 мая 1899 года состоялся консилиум врачей, которые пришли к мнению, что художника можно выписать, несмотря на то, что у него сохранилось некоторое расстройство памяти и лёгкое дрожание рук.
Оказавшись вне стен психиатрической лечебницы, Анри де Тулуз-Лотрек продолжил пить и ходить в публичные дома. Здоровье его ухудшилось. Он потерял аппетит, похудел, ослаб. В конце марта 1901 года у него отнялись ноги, а в августе мать увезла его в замок Мальроме. Анри де Тулуз-Лотрек ещё пытался продолжать работать, но паралич окончательно сковал тело и передвигаться он мог теперь только в кресле-каталке. Он почти оглох, не мог самостоятельно есть, перед смертью он почти не говорил, только иногда бредил с широко открытыми глазами.