-

Амритсар – город Золотого храма, Индия

Центром духовной, политической и культурной жизни сикхов считается город Амритсар. Золотой храм, главная достопримечательность, является местом паломничества сикхов, проживающих в разных странах мира.

Их религиозное учение признает десять гуру, однако больше всего сикхи почитают Гуру Нанака, откровения которого стали основой религии. Рам Дас, четвертый гуру сикхов, начал строительство Золотого храма, которое было завершено сменившим его гуру Арджаном Дэвом в 1604 году. Он вкладывал в понятие «храм» особый смысл, считая, что это место, открытое для представителей любой национальности и касты, любого вероисповедания и пола.

Основание города Амритсар и строительство храма были связаны. Несколько раз разрушался и заново отстраивался Божий храм, Хармандир-Сахиб, тот его вариант, который мы видим сегодня, был построен в 1700х годах. Свое название Золотой храм получил после 1802 года, когда стены покрыли позолоченными пластинами. Чтобы их изготовить, понадобилось около 750 кг золота.

Десятки тысяч паломников, приехавших из разных стан мира, ежедневно посещают храм.

По обычаю женщины и мужчины обязательно должны покрыть голову платком перед тем, как войти в храм.

При входе расположен небольшой ров с водой, которая считается лечебной. Сотни людей, собираясь войти, моют в нем ноги, а при выходе моют здесь же голову, некоторые эту воду даже пьют. Находится храм посередине рукотворного водоема, который называют озеро Бессмертия, на искусственном острове.

О религии сикхизм

Статус самостоятельной религии сикхизм приобрел относительно недавно, изначально зародился в недрах индуизма. Сикхи верят в единого Бога, признают священную книгу, называющуюся Гуру Грантх Сахиб и десять учителей – гуру. Им запрещается стричь волосы, это символизирует покорное принятие божьего волеизъявления, каждый сикх должен всегда иметь при себе стальной браслет, символизирующий связь с Богом и гуру, гребень, как символ контроля над своей духовностью и носить определенного покроя штаны.

Лечебную силу водам священного озера приписывают издавна. Этот факт подтверждает легенда, которая рассказывает о чудесном излечении больного проказой. Именно поэтому вода из озера находит широкое применение: ею совершают священные омовения и пьют в лечебных и профилактических целях.

Путь к Богу сикхи стараются находить везде, даже в повседневной жизни. Поскольку для этих людей идеальной является жизнь в семье или общине, то в храм они приходят всей семьей, набрав еды, и проводят здесь целый день.

Неоднократно Золотой храм становился местом сражений. По преданию, во время войны с афганцами в 1756 году на территории храма шла битва. Сикхский полководец вел своих воинов в бой, в ходе которого ему отрубили голову. Однако это не остановило храбреца, он продолжал битву, держа отрубленную голову в руке.

Храм имеет четыре входные двери, которые подчеркивают доступность для любого человека, чего не скажешь о традиционных мусульманских и индуистских храмах, где обычно один, ориентированный на Мекку или на восход солнца, вход. Полностью соответствует сикхской традиции и архитектура Золотого храма. Внутренние украшения выполнены в виде строк из религиозных книг, растительного орнамента и инкрустаций. Ежедневные службы длятся до полуночи, начинаясь до рассвета, в 4 часа утра.

Сикхи во всем проявляют присущий им воинский дух, например, денежные пожертвования в храме собирают в общую кучу не руками, а мечом. Каждый день в пять часов утра свершается ритуал выноса священной книги, которую на ночь уносят в специально отстроенное здание. Оказывая ей особое уважение, обмахивают специальными опахалами, изготовленными из хвоста яка.

Ссылка на основную публикацию